Питание

Консультация для родителей "КУШАЕМ САМИ- КУШАЕМ ПРАВИЛЬНО"

КУШАЕМ САМИ- КУШАЕМ ПРАВИЛЬНО

(или, когда я ем, я глух и нем)

Одной из основных задач развития ребёнка на втором году жизни является обучение, как родителями, так и воспитателями, самостоятельному приёму пищи. Родители и воспитатели являются главными помощниками в этом нелёгком деле. На этом важном этапе у ребёнка формируется соотношение моторики и зрительного восприятия – он потихоньку учится подносить сначала чашку двумя руками ко рту, а потом, не успеете оглянуться, как он будет ловко управляться с ложкой, уже с помощью одной руки.

Только задумайтесь, насколько это сложный процесс. Попадая в новые для себя условия ДОО, ребёнок испытывает стресс и часто в первые недели адаптации отказывается от еды – в этом нет ничего страшного, и эта проблема часто проходит сама собой. Но этой проблемы может и не быть вовсе, если Вы поможете своему ребёнку заранее, и будете поддерживать его во время адаптации, в первую очередь, наладив режим питания и обеспечив для развития ребёнка позитивный эмоциональный фон.

Часто родитель допускает следующие ОШИБКИ:

  • Постоянно спешит и, ориентируясь на свои потребности, старается быстрее накормить ребёнка, чтобы потратить меньше времени или чтобы ребёнок не запачкался. Вместо того, чтобы дать ребёнку возможность почувствовать собственные способности и успешность. В итоге: ребёнок перестаёт стремиться есть сам, не переходит на новый уровень развития, ребёнок - пассивный, безынициативный участник.
  • Потакает прихотям ребёнка, боясь, что ребёнок останется голодным. Даёт постоянные перекусы, ребёнок кушает везде, кроме как за столом. Ребёнок кушает только то, что он хочет, только там, где он хочет, часто капризничает по поводу того, что не будет есть то, что приготовила мама.

В итоге: ребенок-манипулятор, который не усвоил норм и диктует свои правила, при несоблюдении которых, впадает в истерику, не ест.

  • Постоянно стимулирует ребёнка параллельной с приёмом пищи активностью: либо ребёнок привык кушать за просмотром мультиков, либо процесс еды превращается в театрализованное шоу, ради того, чтобы ребёнок поел. Всё это мешает концентрации ребёнка на основном процессе и его смысле – потреблении пищи. В итоге: проблемы с распределением внимания, повышенная отвлекаемость РЕБЁНКУ НЕ ДО ЕДЫ.
  • Заставляют ребёнка съесть всё, наказывают, если не доел. Ребёнок может сидеть за едой часами, делать с едой, что угодно, кроме того, чтобы есть её. В итоге: тревожный ребёнок, со сформированным негативным отношением к приёму пищи.

Естественно приходя в детский сад с такими установками, ребёнку будет сложно перестроиться и привыкнуть к той системе питания, которая существует в ДОО. Система заключается в следовании основным возрастным навыкам приёма пищи, свойственным детям в возрасте 2-3 лет и соблюдении следующих правил:

  1. Режимность приёма пищи. Пять раз в течение дня в одно и то же время.
  2. Стимулирование зоны ближайшего развития – то есть, помощь и поддержка самостоятельности, совершенствование навыков, обеспечивающих приём пищи
  3. Ритуальность приёма пищи. Это коллективное, позитивное действие, необходимое для того, чтобы ребёнок рос здоровым и сильным.

Воспользуйтесь следующими

РЕКОМЕНДАЦИЯМИ:

 

  • Личный пример. Обращайте внимание ребёнка на то, как кушаете Вы, проговаривайте свои действия и действия ребёнка. Этим Вы обеспечите интерес к приёму пищи, как к особенному, важному делу.
  • Важна ритуальность приёма пищи, то есть ежедневное соблюдение определенных правил и последовательности событий. Чем младше ребёнок, тем проще должны быть ритуальные действия: сесть за один стол, когда покушал выйти из-за стола, сказать спасибо и отнести тарелку или чашку в раковину, попросите подавать посуду – этим Вы не только обучаете ребёнка навыкам самообслуживания, но и развиваете его внимание, речь.
  • Подстройтесь к меню и к режимным моментам ДОО. Если ребёнок большую часть времени проводит в детском саду – это оптимальное решение проблемы питания. Маленькие дети очень чувствительны к режиму – с другой стороны, они способны быстро перестроиться – главное стабильность и слаженность действий окружения ребёнка.
  • Помните также, что у ребенка должно быть своё место за столом, удобный стол и стул по возрасту. Предложите ему выбрать место самому, чтобы оно было для него эмоционально значимым и комфортным.
  • Обыгрывание навыков сервировки стола и приёма пищи в играх с ребёнком, также немало важно. Покормите с ребёнком куклу, перед тем, как сесть покушать самим, проиграйте последовательность действий. Попросите его помочь приготовить вам что-либо – совместная деятельность сближает, мало того формирует у ребёнка интерес к приёму пищи.
  • Не делайте ребёнку 2-3 лет замечаний по поводу поведения за столом, особенно того, что он не может сидеть спокойно. Ребёнок не поймёт и не сумеет сидеть спокойно длительное время, в силу возраста, а постоянные замечания и Ваше плохое настроение, может спровоцировать негативное отношение к совместной трапезе у ребёнка.

Следите за своими словами и действиями – ребёнок берёт пример с Вас.

Помните о том, что дети в возрасте 2-3 лет – кушают мало, но часто (5 раз в день – 3 основных приёма пищи и два полноценных перекуса), много пьют.  Ребёнок будет более спокойным, он научится осуществлять внутренний контроль за своими эмоциями, возникающими, когда он голоден или, когда он по какой-то причине не очень хочет есть, если Вы поможете ему, обеспечив его внешними «точками опоры».

 

Прислушивайтесь к потребностям своего ребёнка, уделяйте ему достаточное внимание и тогда, не только приём пищи, но и любое совместное дело – будет доставлять и Вам и ребенку удовольствие.

свернуть

Памятка для родителей " В каких продуктах живут витамины"